Эту статью я написал для первой российской конференции по Web Scale IT. Взгляд — исключительно авторский, может не совпадать с мнением организаторов конференции.
Попробуем вкратце восстановить причины разбега web и enterprise миров, разобраться в происходящем сегодня, а через это — понять те громкие прогнозы, которые делает Gartner и другие эксперты.
Web-индустрия начиналась почти исключительно как цифровая. Сама услуга, т.е. поставляемая ценность, была цифровой, и это, как ни странно, определило довольно многое.
Во-первых, клиент компании оказался по совместительству пользователем ее софта. И наоборот, пользователь софта перестал быть нанятым сотрудником, а вдруг стал клиентом компании. Это в корне перевернуло отношение к качеству пользовательских интерфейсов и породило новую специализацию — UX-инженерию. Потому что если клиенту чем-то не понятен или неудобен пользовательский интерфейс софта, он быстро перестает быть клиентом, в отличие от нанятого сотрудника, которому за использование самого ужасного интерфейса платят деньги и на место которого легко найдется другой.
Во-вторых, цифровая услуга не имеет классических барьеров масштабирования, связанных с физическими точками продаж, перемещением и хранением материалов и продукции, обучением сотрудников и т.д. Цифровой бизнес оказался крайне масштабируемым, и если рынок оказывался достаточно большим, чтобы не стать естественным ограничителем роста, то и к софту также предъявлялись требования по все большему увеличению масштаба обслуживания вплоть до невероятных, невозможных ранее величин. Это породило целый класс новых научных исследований, технологий и архитектур.
Добавим к этому третий фактор — высокую конкуренцию, обилие и темпы появления новых технологий, и получим, что для того чтобы выжить в мире цифровых услуг, было необходимо обеспечить крайне быстрое развитие своих ИТ. Те, кто менялся недостаточно быстро (несмотря на растущие масштабы!), просто вымерли. А у выживших в результате сформировались сильно отличающиеся от классических подходы к разработке и развитию крупных ИТ-систем, особые культуры, значительно более децентрализованные, подвижные, быстрые.
Давайте соединим все вместе. В результате скоротечной рыночной эволюции, длившейся около двух десятков лет, в web-индустрии крайне успешными оказались некоторые компании, которые смогли вырасти до гигантских размеров, при этом их ИТ-системы и ИТ-производство обеспечивает удивительную для enterprise комбинацию свойств — высочайшую масштабируемость, привлекательность для клиентов, и способность к быстрому устойчивому развитию.
А еще через некоторое время неожиданно выяснилось, что обладая этими исключительными способностями, интернет-компании могут повернуться от чисто цифровых услуг (где доставляемая клиенту ценность имеет исключительно информационную природу) к более традиционным услугам и легко занять там некоторую немаленькую нишу.
Для начала можно сыграть роль информационного посредника с удобным клиентским интерфейсом, и порог входа для этого оказывается совсем небольшим. Не нужны масштабные капитальные вложения в офисы, оборудование и склады, если все это уже делает кто-то другой, пусть и по старинке. Но зато можно обеспечить совершенно новый заказ для всех этих мощностей, причем, возможно, от конкурирующих “немасштабируемых” поставщиков, создав новый сервис только за счет удобной “информационной добавки”, забрав на себя (чисто информационную! масштабируемую!) функцию заключения контракта.
А если это удалось сделать, и выяснилось, что рынок действительно гораздо больше, чем его могли окучить обычные поставщики с низким уровнем клиентского сервиса, то не за горами и второй шаг — уже обладая капиталом и преимуществом выхода на клиента — можно полностью перестроить этот рынок, включая область предоставления материальных услуг.
Это — то, что мы сейчас наблюдаем. Крупные, очень динамично развивающиеся, горизонтально масштабируемые и привлекательные для клиента сервисы из “мира web” медленно, но верно начинают перехватывать и переделывать старые рынки, где давно сложившиеся паритеты, нормы и правила игры оказываются устаревшими и неконкурентоспособными.
Тренд Web-scale IT, объявленный Gartner, означает следующее — в долгой перспективе выживут только те крупные классические корпорации старого “мира enterprise”, которые смогут перестроить свои методы работы таким образом, чтобы стать конкурентоспособными в новой борьбе, по новым правилам, найдут в себе силы отбросить те традиции, которые безнадежно удерживают их в прошлом, смогут за счет невероятной трансформации обрести те же ключевые способности, которые свойственны лучшим из “мира web”. Придется догонять. Для тех, кто не сможет, или не захочет меняться — тренд Web-scale IT не интересен, но их место под солнцем завтрашнего дня, мягко говоря, не гарантировано.
Эта конференция — для тех, кто решил, что будет меняться.